Истоки ингушского танца

Истоки ингушского танца 16.03.2021

Истоки ингушского танца

В культуре ингушского народа танец (халхар) всегда занимал важное место. К нему обращались и в радости, и в горе. Танцы устраивались как для души, так и для отдыха и развлечения (в случае приема гостя, после белхи (коллективная помощь, обычно, когда строится дом), по случаю рождения ребенка и т. д.). В танце запечатлены особенности характера народа: мужественность, выносливость, скромность. «Их танец — это нечто особенное», — восхищался Иоганн Бларамберг.

Были разные виды танцев у ингушей: «Массовый круговой танец мужчин», «Танец девушек», «Танец мальчиков», «Плавный танец и танец с кинжалами», «Боевые танцы ингушей», «Казбекский танец», «Массовый круговой танец женщин» и др.«, — отмечает Руслан Куркиев. «Пляска их начинается сперва всякого рода опасным прыганием, потом, когда уже сие многими плясунами было повторено, взявшись за руки, поют в коротких и обрывистых словах и пляшут длинными рядами, иногда делают круг, который то разрывают, то опять соединяют, и, наконец, оканчивают таким же опасным прыганием, которым начали свою пляску», — пишет Рейнеггс о круговых танцах мужчин, которые он наблюдал в 80-е годы ХVIII в. близ селения Ангушт.

«После, под звуки балалайки и другого инструмента, по волосным струнам коего играют смычком, как на виолончели, три девушки показывали мне образец своей живой, грациозной пляски, выделывая с необыкновенной быстротой мелкие, частые па и становясь на кончики больших пальцев, как наши балетные танцорки», — отмечал другой очевидец.

Во все времена воздействие танцев на зрителей было огромным. Повседневная жизнь людей, гражданские и общественные ритуалы были непосредственно связаны с пляской. Танцевать умели все. И все хорошо знали условные жесты, то есть язык танца. На Кавказе бывали разные ученые и путешественники, и каждый из них, увидев раз ингушские танцы, записывал свои наблюдения: «Все зрители, сидящие в кругу, поют и под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство. В то время все, кто хочет, выходят, один за другим, исполняя всевозможные движения и сальто-мортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее».

Ингушская хореография с особым искусством проявлялась на свадьбах, которые называли «ловзар» (буквально — игрище). «Ловзар» существовал и как отдельный социальный и духовный институт. Это было значительное зрелище, состоявшее из джигитовки, скачек, песен, танцев.

История рождения танца
Народный танец ингушей — это выражение традиций, характера народа
Зейнап Дзарахова

Возврат к списку